С 25 по 27 октября 2011 г. в Чувашском государственном театре кукол города Чебоксары состоялся семинар-практикум «Терапия театральным искусством» в рамках федерального проекта Министерства культуры Российской Федерации.
Среди участников и приглашенных экспертов присутствовали директора театров кукол, художественные руководители, главные режиссеры, творческие коллективы, критики, педагоги России и ближнего зарубежья: Б.Чернышев (Москва), З.Митрофанова (Набережные Челны), А.Николаенко (Волгоград), Е.Абрамова (Чебоксары), В.Кузнецов (Йошкар-Ола), Н.Рязанцева (Тула), В.Пырегов (Киров), С.Железкин (Мытищи), Антанас Маркуцкис (Паневежис, Литва), театральный критик Н.Игламов (Казань), социальный педагог Раса Слесорюнене (Утена, Литва).
Новочебоксарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Целью мероприятия являлось проведение обучающих мастер-классов и тренингов для артистов профессиональных и любительских театров кукол по созданию и прокату театрализованных программ, которые, в свою очередь, направлены на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе семинара участникам удалось обменяться опытом благотворительной работы с социально-незащищенными слоями населения, а также представить на суд зрителей и критиков свои театральные постановки: «Сны под зонтиком Оле-Лук-Ойе» М.Логинова от волгоградских кукольников, «Белая кошка» по мотивам французской сказки от чувашских артистов и мини-спектакль от Набережночелнинского театра кукол «Домок-теремок» по мотивам русской народной сказки в новой современной обработке.
Останавливаясь более детально на работе артистов Набережночелнинского государственного театра кукол, стоит отметить и наличие некоторой уникальности в представленной зрителям постановке. «Домок-теремок» - спектакль-миниатюра для показа на дому, с которым театр и посетил Новочебоксарский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также дом Данилы Ишеева - маленького мальчика с заболеванием ДЦП.
Отличительной особенностью спектакля является минимализм. Декорации настолько компактны, что дают возможность артистам показывать представление не только на сравнительно небольших сценах, но и в домашних условиях, что особенно важно, ведь спектакль рассчитан для показа детям с ограниченными возможностями, которые просто не могут сами прийти в театр. Еще одним существенным плюсом и отличительной чертой постановки является непосредственное участие маленьких зрителей в театральном действе, малыши могут не только потрогать понравившихся кукольных героев, но и сами выполнить простые манипуляции.
Прокомментировала выступление наших артистов директор Набережночелнинского государственного театра кукол Зухра Фаатовна Митрофанова: «Начну с того, что критики достаточно высоко оценили нашу работу, отметив интерактивность нашей постановки, яркость и мобильность кукол и декораций и, пожалуй, самое важное преимущество, возможность в нашем спектакле ребенку-зрителю быть вовлеченным в театральный процесс. Артисты старались показать всю значимость действий ребенка, давая понять, что без его участия спектакль не состоится или будет совсем неинтересен. Критиками также отмечена игра наших актрис, работа режиссера-постановщика Игоря Клюева и, что немаловажно, высоко оценены наши яркие куклы (художник Алексей Митрофанов). В принципе, мы считаем, наша первая попытка играть спектакли для детей с ограниченными возможностями удалась. В будущем году мы продолжим работать в заданном направлении в рамках полученного гранта от компании «Лукойл» в номинации «Милосердие» и, учтя все пожелания и замечания критиков, будем совершенствоваться».
Впечатлениями поделились и артисты Набережночелнинского театра кукол Татьяна Салихова и Римма Ахметова: «В целом, эмоции только позитивные. Первое представление мы давали в городе Новочебоксарске в реабилитационном центре для детей. Там нашими зрителями были детишки 7-9 лет, которым мы давали возможность поучаствовать в представлении, за что поощряли сладкими призами. Несколько неожиданным было присутствие критиков, оценивающих нашу работу, но мы быстро сориентировались и отыграли на «отлично». Хотя, конечно, самая высокая оценка для нас – это счастливые улыбки и смех наших маленьких зрителей. Следующим был спектакль на дому у 14-летнего мальчика с заболеванием ДЦП. К существенному минусу можно отнести, пожалуй, лишь ограниченное пространство. Но, тем не менее, и в заставленной мебелью квартире можно найти несколько свободных метров и расположиться со сценой. Несмотря на то, что мальчик был достаточно взрослым, спектакль ему понравился, он с интересом комментировал происходящее и смеялся».