animateMainmenucolor
activeMenucolor
Набережночелнинский Государственный Театр Кукол

Публикации за 2009 год

ЧЕЛНИНСКОЕ: ТЕАТР КУКОЛ

АВТО CITY 24.10.2009.

Город и горожане 14 № 42(404)

Свой сезон они открывали в середине октября. В год ставят более 450 спектаклей. Их главный зритель – это дети, а сами они Челнинский государственный театр кукол. Об истории, традициях, куклах и спектаклях нам поведали самые главные в челнинском театре.

Зухра Митрофанова, директор театра кукол:
- Театральная кукольная жизнь в нашем городе зародилась благодаря инициативе тогдашнего председателя горисполкома Юрия Петрушина. 9 ноября 1987 года было подписано решение № 511 о создание в Набережных Челнах (тогда – город Брежнев) театра кукол. Первоначально у нас своего здания не было. Театр временно находился в доме культуры «Огонек». Там и происходили репетиции. Позже нам выделили здание школы, где мы располагаемся и по сей день.
- Визитной карточкой нашего театра стал спектакль «Клочки по заулочкам». Его мы увидели на фестивале в городе Омске в постановке частного театра из Новосибирска. Переговорили с режиссером. Договорились. Так в репертуаре появился новый спектакль с куклами-марионетками.
Марионеточные спектакли очень сложны в исполнении. Они требуют высокого профессионализма и мастерства кукловождения. Помимо мастерства, нужны сноровка и способность к импровизации. В этом спектакле заняты всего две актрисы, которые ведут восемь ролей. Спектакль стал участником дипломантом шести международных фестивалей.

Первый татарский спектакль: «Батырлар илендэ» является первым татарским спектаклем. Однако он ставился под фонограмму. Его озвучивали актеры Камаловского театра (Казань). По настоящему татарским спектаклем является«Мэчекэй хэм тычканыкай» по пьесе Е. Чеповецкой. Его сыграли 6 октября 1994 года.

Алексей Митрофанов, главный художник театра кукол:
- Существует несколько разновидностей кукол. Самый простой и древний вариант- это перчаточный. Вспомните Петрушку на ярмарках. Для его изготовления не требуется много времени. Да и в спектаклях зачастую они и используются. Куклы-марионетки – один из сложнейших видов. С помощью нитей необходимо отобрать баланс и равновесие. Только эти куклы могут ходить, двигать любыми конечностями. В этом их большой плюс. Помимо этих видов есть тростевые, ростовые, планшетные куклы. Изготовление куклы начинается с режиссера. Он говорит о своей задумке, о том, как он видит тот или иной образ. Художник готовит эскизы. Они утверждаются и отправляются в бутафорский цех. Там из глины делается голова. Затем отливается в форме гипса. После чего делается папье–маше. Потом ее отдают механику- конструктору. Он оснащает ее различными механизмами.

Игорь Клюев, главный режиссер театра кукол:
- Первым художественным руководителем театра был Александр Янкелевич. Театральная труппа состояла из трех человек: Галина Кузнецова, Екатерина Семушкина, и Борис Фрайфельд. 30 декабря 1987 года в Елабужском детском доме они сыграли первый спектакль «Кто, петух и лиса». Через 2 месяца в Челны приехали еще 10 актеров. Среди них был Я. 1 апреля 1988 года нам выделили собственное здание. 30 декабря 1988 года состоялся первый показ спектакля – мюзикла «Чудо- Юдо». Это дата и считается рождения нашего театра. На сегодняшний день в труппе 10 человек.

Традиции
• Каждый год 27 марта в Международный день театра вручается «Театральный домовой». Он изготавливается с учетом особенностей победителя.
• В новогодний праздник ставится живая елка.
• Проводят дни «Бабушкина суббота» и «Папин день».
• Празднуется открытие и закрытие сезона.

Мини-зоопарк
Возник в лихие 90-е годы. В театр кукол обратился человек, который держал зоомагазин. В связи с тем, что он закрывал свой бизнес, попросил нас на время взять рыбок. Сначала он приходил, ухаживал за ними. Потом забросил это дело и подарил их театру. Так возник мини-зоопарк. С годами он пополнялся. Актеры купили шиншилл, зайца и хорька. Кстати, одного хорька у них украли. Потом появились анаконда и попугайчики.

Альбина Зарипова

БОГИНЯ ХАТКОР НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КУКОЛ

«Вечерние Челны»21.10.2009.
КУЛЬТУРА №42 (676), 21 октября 2009 года
www. vechernie-chelny. ru

В минувшую субботу театр кукол открыл свой сезон спектаклем «Хаврошечка». С детства всем известная сказка на самом деле имеет очень старые корни, гораздо более древнее, чем сюжетное действие. И в театре кукол к этой составляющей русской сказки подошли с должным уважением. Взрослый образованный, пришедший в театр с детьми, найдет для себя в представлении второй смысл. Дело в том, что волшебная коровушка, помогающая трудолюбивой и безответной Хаврошечке, - это, конечно, древнейший вариант поклонения животным богам. Коровушка театра кукол безусловно отсылает нас к знаменитой древнеегипетской богине неба, красоты, любви и судьбы Хаткор, которую изображали в виде женщины с головой коровы. Ее чрево несет звезды, а между рогов лежит месяц.

Стоило заснуть Хаврошечке в начале спектакля, как на затемненной сцене, на синем заднике возникли звезды, сложившиеся в добрую корову-покровительницу. Как только наступала следующая ночь, животное обратилось в женщину с головой коровы, которая баюкала куклу Хаврошечки и помогала ей ткать полотно. Так что сказка, рассказанная театром кукол, с одной стороны – история про несчастную сироту и ее уродливых сестер, которые все хотят выйти замуж, а с другой – миф о небесном покровительстве богов. Кстати, думается, именно корова Хаткор, как богиня любви и судьбы, все отводила повозки с женихами от постылого дома с ужасной мачехой и ее страшными дочерьми как наказание за обращение с бедной Хаврошечкой.

 

ПО ЗАСЛУГАМ

Журнал «Телесемь» 8-14 июня 2009 года .

Набережночелнинский театр кукол вернулся с международных фестивалей, проходивших в Виннице и Львове (Украина). С собой кукольники возили спектакль «Загадки курочки Рябы» На конкурсном фестивале в Виннице философский каламбур так покорил сердца зрителей и жюри, что взял сразу два диплома I степени: как лучший спектакль и за лучшую мужскую роль в исполнении Дилюса Хузяхметова. «Вручение наград проходило на украинском языке, и я мало что понимал. Когда прозвучала моя фамилия, я вышел на сцену, где был награжден дипломом, но за какие заслуги я понял не сразу», - смеясь рассказал Дилюс. Со Львовского фестиваля наши актеры привезли приз зрительских симпатий.

ГДЕ КУКЛЫ ТАК ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ…

«Челнинская неделя 31» № 14 (121) 3 апреля 2009 года.

Это интересно

Главного художника Набережночелнинского театра кукол Алексея Митрофанова актеры называют папой, создателем многочисленных образов. Куклы для него дети, а театра – дом, где всегда царит атмосфера теплоты. Все самое светлое и лучшее, что есть в этом художнике, он старается передать куклам, чтобы они дальше несли этот свет зрителю.

НАША СПРАВКА

Алексей Митрофанов работает в Набережночелнинском театре кукол с 2000 года. Закончил художественно- графический факультет Набережночелнинского государственного педагогического института, а также Ярославский государственный театральный институт по специальности театрально- декоративное искусство.
Работал с режиссерами из Ярославского театра кукол Вадимом Домбровским, Кстовкого театра кукол Сергеем Балыковым, Оренбурского театра кукол, Александром Яриловым, Чебоксарского театра кукол Юрием Филипповым, Тольяттинского театра кукол Владимиром Куприным и другими.
Создал около 300 кукол к 32 постановкам

«С бараном возникла проблема»

- Алексей Юрьевич, начнем с традиционного вопроса: как вы стали художником по куклам?
- Куклами я начал заниматься в далеком 1976 году. При доме культуры «Ровесник» в поселке Чулман (Якутия) был создан театральный кружок, где нам, ребятам, рассказывали о куклах, показывали, как с ними работать. Кстати, они были перчаточными. Мы часто выступали в школах в ДК «Ровесник», ездили по близлежащим поселкам со спектаклями «Маша и медведи», «Колобок», «Репка».
Тогда я и решил стать не только художником, но и актером. Читал много книг и начал лепить кукол, правда, не игровых. Делал их больше для того, чтобы понять, что они из себя представляют. Старался учитывать мелкие детали. Например, у японца и якута глаза узкие, но у каждого по-своему. В плане национальных черт многое подсказывал отец. Однако в Иркутское театральное училище я не поступил и сделал большой зигзаг в жизни, прежде чем вернулся в театр. Работал семь лет диспетчером гражданской авиации, затем преподавал в школе изобразительное искусство. Когда вернулся в театр, стал работать помощником декоратора. По слова главного художника, я хорошо справлялся. А потом меня назначили на эту должность.
- Расскажите о своей первой кукле, которую вы создали ужу здесь?
- Это были куклы «Коза и Баран». Постановка стала своего рода дебютом и для режиссера – постановщика Альберта Сахабутдинова, и для меня. Главными героями были волк, коза и баран. Проблема возникла с последним. Его пришлось переделывать несколько раз, потому что он не получался таким кукольным, сказочным, как хотелось. Это был самый натуральный баран, который не вписывался в нашу волшебную сказку!
- Из каких материалов вы создаете сказочных героев?
- Это зависит от режиссера. Можно создать перчаточную, тростевую, планшетную и эстрадную. Бывает, что режиссер-постановщик предоставляет полную свободу действий. И тогда, прочитав сценарий, художник уже сам выбирает материал, из которого будет создан персонаж. Раньше я относился к этому слишком серьезно. А когда понял, что серьезное отношение ни к чему хорошему не приведет, начал просто играть в театр. Тогда стали и куклы получаться совершенно разные.
К примеру, в спектакле «Старик и волчица» было сделано из мешковины, деревяшек и обычной серой бумаги. И когда я увидел, как эта кукла из папье-маше выразительна, мне разонравились лощеные творения. Я понял, что куклу можно создать из любого материала, главное - увидеть образ.

В споре рождается истина

- А как идет поиск образа куклы?
- Иногда направление задает режиссер. Он говорит: «Вот в этом спектакле я вижу тростевые куклы, потому что их выразительность свойственна только этому спектаклю» Лучше, конечно, когда будущий спектакль режиссер и художник обсуждают вместе. Они делятся своими соображениями и приходят к чему-то общему. Гораздо хуже, когда режиссер приходит и говорит: «Вот тебе сценарий, сделай по нему куклы.» А когда видит результат, выясняется, что это не то, чего он хотел. И приходится все переделывать. Здесь, конечно, можно сопротивляться, хвататься за голову…
- А вы часто сопротивляетесь?
- Спорю. Есть такое утверждение: в споре рождается истина. Зачастую, конечно каждый остается при своем мнении, но когда речь идет о рождении спектакля, находится оптимальный вариант.
- Стараетесь ли вы создавать кукол похожих на актеров?
- Я вернусь к первому спектаклю. В этой сказке коза получилась очень похожей на нашу актрису. Это вышло непроизвольно, но мне так это понравилось, что я стал подгонять кукол под актеров.
- Что происходит с куклами после спектакля? Дается ли им вторая жизнь?
- Вторая жизнь дается практически всегда. И если кукла не играет в спектакле, то участвует в капустнике или отправляется в музей. А некоторые, увы, в утиль…
- Не жалко?
- Конечно, жалко. Но с другой стороны, не надо забывать, что это тоже инструмент, который жив, пока на нем играют. До тех пор, пока кукла не попала в руки человека- мастера, это обыкновенная деревяшка. Это папье-маше, которое когда-нибудь рассыпается.
- И все же, для кого создается театр кукол?
- Для всех. Изначально, конечно, он создавался не для детей. Его пытаются сделать детским по всему миру, но на самом деле он стал таковым только в советской России, когда поняли, что будущее поколение надо воспитывать. И сейчас это, конечно, актуально. Но не надо забывать, что в детских сказках заложена глубокая философия, над которой поразмышлять стоит взрослым.

Ольга Бородина

ДВЕ НОВЫХ ПРЕМЬЕРЫ, ДВА ПРИГЛАШЕННЫХ РЕЖИССЕРА

Вечерные Челны» 18.02.2009 .

За кулисами Это интересно

Так совпало, что два челнинских театра готовят премьеры, постановкой которых заняты приглашенные режиссеры. В театр кукол приехал заслуженный артист России, художественный руководитель Оренбургского театра кукол «Пьеро» Александр Ярилов, в русский драматический театр «Мастеровые» - режиссер Надежда Козлова из города Глазов. Мы встретились с гостями Челнов и узнали о готовящихся постановкой из первых уст.

Театр кукол: «Как Иван- дурак царевичем стал»
В театре кукол премьера спектакля «Как Иван- дурак царевичем стал» состоится в начале марта. Александра Ярилова мы застали в репетиционном зале, за работой над постановкой. «Этот спектакль я ставлю далеко не первый раз, - поделился он с нами. – лет 15 назад сделал его для своего театра и показал на одном из фестивалей. Он оказался таким интересным, что ко мне подошло человек десять директоров разных российских театров кукол с просьбой его поставить на их площадках. В челнах эта постановка оказалась благодаря главному художнику театра кукол Алексею Митрофанову. Для меня спектакль каждый раз немного другой, это понятно, ведь я работаю с куклами, сделанными разными художниками, которые по- своему видят этот материал. Он получается разный еще и потому, что на нем заняты совершенно разные актеры. В Челнах в нем играют совсем молодые ребята. Постановка очень красива и рассчитана и на взрослых детей». От себя отметим, что в основе литературного материала спектакля лежит сюжет русской народной сказки, рассказанный на новый лад. Типичная ситуация, когда вознаграждение герой получает без каких – либо усилий, в спектакле доведена до абсурда, но постановка лишена назидательности, и зритель сам имеет возможность поразмышлять над проблемой и сделать свои выводы.

Театр «Мастеровые»: Б. Шоу «Пигмалион»
А вот в драматическом театре «Мастеровые»начались чтения пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», которую приехала ставит Надежда Козлова. История взаимоотношений «Мастеровых» с этим режиссером длительная. Надежда свой творческий путь начинала в нашем театре, пару лет выступала в качестве актрисы, потом уехала из Челнов. После окончание Театрального училища имени Щукина в качестве приглашенного режиссера потсавила у нас спектакль по пьесе Михаила Бартенева «Пристанище». Так что «Пигмалион» будет ее второй постановкой в «Мастеровых».

«Эту пьесу Бернарда Шоу я хотела поставить давно, но театре, где я работала, этого сделать не получалось. Когда мне поступило приглашение из Челнов и зашел разговор о том, что ставить, я сама предложила художественному руководителю «Мастеровых» «Пигмалиона». – рассказала нам Надежда Козлова. Сюжет этой пьесы известен, поэтому можно сосредоточиться на внутренних взаимоотношениях героев. Да и Шоу не был Шоу, если бы написал «Пигмалион» только про любовь. В пьесе столько глубины, что очень интересно находить и раскрывать эти внутренние смыслы. Сейчас мы занимаемся с актерами тем, что пытаемся досконально разобраться в пьесе, начиная с карты Лондона, в котором происходит действие, и заканчивая подспудными темами произведения.

Поскольку действие постановки разворачивается 100 лет назад, спектакль будет костюмным, интересным по художественному решению, которое воплощает в жизнь главный художник театра Елена Сорочайкина. Точной даты премьеры этой постановки пока не известно, но многие любители-театралы ужу заинтригованы табличкой, появившейся в расписании театра: В разработке: Б. Шоу «Пигмалион».

Наталья Гарипова

 

ВОДЯНОЙ, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

«Вечерные Челны» 11.02.2009.
После премьеры

На премьерную постановку «Сказка о находчивом юноше» в театре кукол я взяла с собой своего сына-первоклассника. Идти он не хотел, упирал на то, что он уже большой и на детские спектакли не ходит. Но его скепсис очень быстро сменился сначала заинтересованностью, ну а потом и искренними аплодисментами.

Первое, что было оценено – это игра с перспективой. Перед зрителями представили декорации татарской деревушки с домиками вдалеке, а на переднем плане – пруд, деревья. Вот группка молодых деревенских девчат и парней пошли за водой. Они показались на пригорке, на околице деревни. Маленькие, искусно сделанные куколки. И вдруг они появляются перед прудом – их большие точные копии, даже сережки у девушек поблескивают.

«Мама, смотри – они были далеко и поэтому были маленькие, а теперь подошли близко и стали большими», - поразился мой сын. После этой метаморфозы он стал внимательней смотреть на происходящее.

Второе, что заинтересовало его – это история влюбленных, рассказанная в сказке. Я вдруг поняла, что наши дети, несмотря на массированное «просвещение» по телевизору, о любви знают совсем мало, почти ничего. Поэтому, когда злой бай стал препятствовать свадьбе своей служанки и батрака, потому что сам возымел желание женится на девушке, а та в свою очередь самоотверженно боролась с приставаниями богатого ухажера ради жизни с возлюбленным хоть даже и в шалаше, мой первоклассник сделал для себя открытие: «Значит, когда человек по-настоящему любит, ему все равно, сколько денег у любимого. Мама, я люблю тебя», - заключил он. Ради такого признания, действительно, стоит сходить на спектакль.

«Сказка о находчивом юноше» - это переложение народных татарских сказок, сюжеты которых наднациональны, у многих народов есть похожие истории. Для россиян, воспитанных на переложениях народных сказок Пушкиным, знакомыми сюжетными ходами окажутся отголоски из «Золотой рыбки», «Сказка о попе и его работнике Балде». Тем не менее, несмотря на такую интернациональную подоплеку, режиссеру спектакля заслуженному деятелю искусств РФ И РТ Ильдусу Зиннурову удалось передать именно татарский колорит сказки. Немаловажную роль сыграла музыка, народные мотивы звучали на протяжении всего спектакля. ЕЕ написала композитор, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии имени Г.Тукая Луиза Батыр-Болгари. Антураж постановки был создан художником-постановщиком спектакля заслуженным деятелем искусств РТ Валентиной Губской, а художником по куклам стал главный художник театра кукол Алексей Митрофанов. Кстати, куклы, созданные им, также имеют очень узнаваемый, наш колорит. «Мама, смотри какой водяной татарский», - весело подметил мой сын. И правда, что –то неуловимое сделало этого сказочного персонажа местным, а ведь одет он был совсем не в национальный костюм. Думаю, что заслуга в этом актрисы Ландыш Мурзахановой, сыгравшей эту роль.

Интересно, что в этом спектакле постановочная часть принадлежит маститым деятелям искусств республики, а вот актерский состав представлен молодежью. Главная женская роль Гульсем досталась Еве Мингажевой, мужская роль Биктимира у Дилюса Хузяхметова, а злобного бая сыграл совсем молодой актер Егор Митрофанов. Хотя, честно говоря была почти уверенна, что баем будет Игорь Клюев. Известна истина – детей не обманешь, они очень просто умеют сказать, что «король голый», когда видят фальшь на театральной сцене. Думаю, что именно искренность актеров подкупила строгих зрителей и сделала эту постановку одновременно веселой и поучительной.

Этот премьерный спектакль стал сюрпризом для детей из детского дома Нижнекамска. Благотворители, не пожелавшие афишировать себя, выкупили места для ребят.

Наталья Гарипова

Яндекс.Метрика

Приглашаем всех в нашу сказку