animateMainmenucolor
activeMenucolor
Набережночелнинский Государственный Театр Кукол

Публикации за 2008 год

День театра

«Челны ЛТД» 26.03.2008 .

Десятки букетов, разная бытовая и офисная техника, система кондиционирования, мягкие игрушки и даже несколько бутылок водки подарили гости на 20-летие театра кукол. Не было среди гостей главного дарителя – мэра и главного подарка – нового здания. Поэтому тень здания театра стала самым важным персонажем всего праздника. Поначалу совсем прозрачным, к середине торжества четко оформившимся по ходу фильма о коллективе. Среди хроник показали съемку со дня рождения театра кукол: мэр Алтынбаев обещает новое помещение к 10-летию. В записи - радостные возгласы, аплодисменты. В зрительном зале саркастический смех.

К счастью, смеялись чаще по-доброму. Над шутками выступающих и во время премьеры «Загадка курочка Рябы». На этот спектакль можно смело отправляться взрослым. Постановка не относиться к разряду малышковых, рассчитанных на дошкольников. На сцене происходит трепанация известной всем сказки, и делается это смешно и находчиво. Проявлять изобретательность театралам приходится часто, и связано это не всегда с творчеством. Поэтому самым частым пожеланием, уже без смеха, звучала фраза о 25-летии в собственном здании.

Жар птица

Руководитель театра кукол не всегда Карабас-Барабас, пошутил кто-то из гостей на юбилее театра кукол. Это точно. Даже борода не показатель, добавили мы про себя, глядя на Александра Янкелевича. Основатель и первый режиссер челнинского театра кукол приезжал в город буквально на пару дней, на праздник. Мы воспользовались моментом, чтобы задать несколько вопросов.

- Александр Моисеевич, вы уехали из Челнов в Израиль с одним чемоданом кукол и двумя чемоданами вещей начинать новую жизнь. Сейчас живёте и работаете в Москве, я знаю, что вы худрук театра «Жар-птица». А в Тель-Авиве что-то не сложилось?
- Не в том дело. Что понимать под словом «сложилось»? там никто не умирает с голода. У меня была хорошая машина, работа. Но всё дело в том, что там другой менталитет. Другие дети, другое отношение к ним. Дети там – святое, их нельзя пугать, нельзя им рассказывать страшные истории. Они должны расти и пухнуть. Что мне не очень интересно, я привык ставить вещи, над которыми есть смысл думать, а не просто развлекаться. Я с удовольствием познавал ту культуру, но всё-таки 50 лет сознательной жизни здесь дали своё. Мне здесь интересней. И когда меня пригласили в Москву, я с радостью согласился.
- Вы говорили, что когда вам за 50, нужно либо пользоваться плодами своего труда, жить по накатанной, либо выбирать новую дорогу, чтобы не повторяться. Работа в Москве – это принципиально новый путь?
- Конечно! Во-первых – это столица, в которой 200-300 театров. Поневоле должен лезть из кожи вон. Там другие требования, условия. Всегда есть хотения, которые хочется реализовать.
- Вы давно не были в Челнах, бросились в глаза какие-то изменения?
- Наш город трудно изменить, потому что задана геометрия проспектов, которая мощно давит. Но город меняется в лучшую сторону. Много новостроек, это хорошо. Больше всего меня поразило строение возле мэрии, которое задумывалось как дом театров. Одно время и нас там хотели разместить, и татарский драматический. Но были какие-то проблемы: говорили, что это невозможно, что фундамент гнилой. А сегодня вижу: как только здание взяли в свои руки капиталисты – оказалось – всё возможно.

Куклоград встречал друзей

«Челнинские известия» 26.03.2008 .

Праздничный вечер, посвященный двадцатилетию, театр кукол приурочил к Международному дню кукольника. На торжество пригласили гостей из Москвы и Казани, Чебоксар и Саранска, Мензелинска и Альметьевска. Словом, тех, кто стоял у истоков театра, а ещё его первых зрителей и давних друзей.

До начала официальной части актёры предложили зрителям разгадать «Загадку курочки Рябы». В философском каламбуре по мотивам одноимённой сказки они попытались ответить на вопросы, мучавшие не одно поколение детей: «Зачем дед и баба хотели разбить золотое яичко?», «Почему курочка Ряба пообещала другое снести простое, а не золотое?» и т. д. наблюдая за сюжетом, взрослые, серьёзные люди, заполнившие зал, на некоторое время смогли ощутить себя маленькими детьми, повеселиться от души, отвлечься от проблем и забот.

После представления на сцену с подарками, поздравлениями и признаниями в любви вышли гости. Первый художественный руководитель театра Александр Янкелевич, директор чувашского театра кукол Елизавета Абрамова, мордовского – Евгений Романовский, начальник отдела искусств министерства культуры РТ Зульфира Салехова и многие другие. Приятным моментом для коллектива театра стало награждение. Главному художнику Алексею Митрофанову вручили нагрудный знак Министерства культуры, актёрам – Почетные грамоты.

Двадцать лет как один день

«Вечерние Челны» 26.03.2008 .

«Я повторяю про себя: только бы не заплакать», - признался в своих чувствах на сцене городского театра кукол его основатель и бывший художественный руководитель Александр Янкелевич, который приехал на 20-летний юбилей челнинских кукольников. 21 марта он вышел на подмостки, которых не видел почти десять лет. Кстати, сейчас Александр Янкелевич работает художественным руководителем в московском детском театре кукол «Жар-птица».

И если в судьбе основателя театра за это время произошло множество изменений, то сам городской театр, как и много лет назад, находится всё в том же здании школы, которое «выбивал» ещё Янкелевич. «Помню, в 1986 году нашлось это здание школы, которое тогда принадлежало «КАМАЗу», - сказал он. - Меня вызвали к первому секретарю Автозаводского горкома партии Нурмухаметову. Разговор должен был пойти о разрешении начать обустраивать театр в школе. Я приготовил пафосную речь. Но произнести её не успел, хозяин кабинета встретил меня словами: «Я хочу посмотреть на этого режиссера, потому что мне жена спать не даёт, всё повторяет: отдай театру школу, отдай театру школу…» Так что спасибо Валентине Аблакатовне Нурмухаметовой за это здание». Кстати, в свой юбилей Челнинские кукольники показали гостям документальный фильм, снятый о театре. Под грустный смех в зале на экране мелькали кадры 1998 года, когда тогдашний мэр Р. Алтынбаев говорил: «Я вам обещаю, что своё десятилетие вы встретите в новом хорошем здании». То, что театр кукол до сих пор обитает в приспособленном здании, пожалуй, единственная крупная проблема, о которой нельзя было умолчать даже и в юбилейные торжества.

В остальном кукольный театр, как один из старейших в городе, является даже в чем-то законодателем городской театральной моды. Подтверждением тому премьерный спектакль «Загадка курочки Рябы», показанный на юбилейных торжествах 21 марта. В афише он значится как философский каламбур для детей и взрослых. Всем известная сказка, общий объем текста которой не больше пяти-шести предложений, рассказана так занимательно и весело, что внимание взрослого зрителя удерживается все 40 минут, а ведь на сцене всего три актёра, которые превращаются, то в бабку с дедкой, то в … в дуб с золотой цепью, то в гигантскую мышку, которая имеет такой хвостик, что золотое яичко перешибает.

Такая незакомплексованность, открытость новому в театре во многом идёт от его нынешнего главного режиссера Игоря Клюева. Что говорить, ведь к своим гостям он вышел в образе клоуна, с красным носом, так и открыл торжество, подняв на сцене флаг театра.

Наталья Гарипова

Все возрасты покорны

«Театральное дело» Май 2008 .

В 1987 году в истории города Набережные Челны произошло знаковое событие – рождение первого профессионального театра. Для города, где собирались известные всему миру КамАЗы, а рождаемость составляла 10-12 тысяч детей в год, театр кукол был необходим в первую очередь. Спектакли «Кот, Петух и Лиса», «Акира – маленький художник», «Чудо-юдо», «Серенада» сразу завоевали сердца не только юных, но и взрослых зрителей необычностью художественного решения, богатством фантазии и, самое главное, серьёзностью содержания.

Самый первый спектакль театр, тогда не имевший собственной площадки, сыграл в Елабужском детском доме 30 декабря 1987 года. С тех самых пор служит в этом театре наша героиня – заслуженная артистка республики Татарстан Галина Кузнецова.

Родилась Галина Викторовна в Белоруссии. Окончила Ставропольское культурно-просветительское училище, затем Ленинградский институт культуры по специальности «Режиссер драмы». Несколько лет руководила народным театром в посёлке городского типа Росляково Мурманской области. Случайно узнала, что в Москве открылась актёрская биржа. По приглашению Александра Янкелевича в октябре 1987 года приехала в Набережные Челны. 30 декабря, в день рождения театра, Галина снова, как и двадцать лет назад играла для детей из Елабужского детского дома. На юбилейный спектакль театра были приглашены и его первые зрители. Галина очень волновалась перед этой встречей.
За два десятилетия актриса сыграли почти в сорока спектаклях, но каждого своего выхода на сцену ожидает с непереходящим волнением.

В любой работе Г. В. Кузнецова предельно требовательна к себе, поэтому в её творческой биографии нет проходных ролей. Требовательна она и к коллегам, как заведующая труппой, делиться своим профессиональным опытом с молодёжью, проводит мастер-классы по сценической речи, участвует во всех капустниках.

Чтобы играть потрясающе, не всегда важна яркая внешность. Всё зависит от таланта, режиссёра и везения. Везения - то в жизни ей и не доставало, всегда приходилось, как в песне «идти в обход». Набивать шишки. Прятать переживания внутрь, чтобы в нужный момент «вытащить» их из себя и сыграть пережитые когда-то чувства на сцене.

Недавно наша юбилярша раскрылась с совершенно другой стороны. Считалось, что она не поёт. Конечно, пела, но в основном для себя. А летом 2007 года стала призёром престижного Всероссийского фестиваля «Поют актёры драматических театров России», который проходил в Нижнем Новгороде. Песни у Галины не концертные, она их проживает. Чтобы оценить её голос достаточно откровения партнёрши, которая занята вместе с ней в спектакле «Драма о царе Ироде»: «От её вокала мурашки по телу бегут». В репертуаре актрисы много ролей, где она поёт и за мальчика, и за зайчика, и за лисичку. И, даже, за Деда Мороза. Как это у неё получается, даже и сама объяснить не может. Это, наверное, и называется мастерством перевоплощения.

Что касается творческих планов, то они, как и у любого актёра, огромные. Дело в том, что город планирует начать строительство нового здания театра кукол. Нынешний находиться в помещении бывшей школы и квартирует вместе со спортшколой, учебно-производственным комбинатом и экологическим центром. А будет новое здание, значит, будет в репертуаре и спектакли для взрослых, о чём мечтает Галина, ведь искусству кукольника все возрасты покорны.

Нана Файзерахманова

Куда везёт «Рабочая лошадка»?

«Доброход» № 9, (69) 5 июня 2008 года.

Идея провести в Набережночелнинском театре кукол 1 Международного фестиваля «Рабочая лошадка», где были бы представлены на суд зрителей не конкурсные спектакли, а те, которые «делают план», родилась давно. И, наконец, фестиваль состоялся. Но вот гости разъехались, организационные хлопоты остались позади. И пришло время подвести итог: чем же живёт сегодня кукольный театр, и что надо сделать для того, чтобы жилось ему лучше?

Несмотря на то, что фестиваль был заявлен как межрегиональный, принять в нём участие вызвались театры кукол из Волгограда, Ижевска, Казани, Казахстана (город Актобе), Кирова, Москвы, Оренбурга, Саранска, Чебоксар.

По словам театральных критиков, проблем у современных театров кукол хватает, и если сегодня не начать их решать, то может возникнуть ситуация, в результате которой этот вид искусства исчезнет вовсе.

Проблемы одни – решения разные

Набережные Челны в этом отношении выглядят благополучнее, отметил критик, руководитель литературной части Татарского государственного театра имени Галиаскара Камала Нияз Игламов. – Здесь есть общие чаяния для всех театров кукол России, но не так бедственно дела обстоят с творчеством – режиссер не замыкается в рамках одной эстетики, манера кукловождения. Самая большая беда челнинского кукольного театра – отсутствие жилья, где можно было бы поселить молодых актёров. Ну и, конечно же, низкая заработанная плата. Итог таких проблем – в труппе всего шесть человек, а это непозволительно мало.

- Действительно, много задумок было отложено из-за того, что не хватает людей, - комментирует главный режиссер Набережночелнинского театра кукол Игорь Клюев. – Приходиться выкручиваться, достойно работать и в таких условиях: ставим спектакли с малым количеством действующих лиц. Но нам надоело затягивать пояса и ждать лучших времён. И вот дело сдвинулось с мёртвой точки: в Казанское театральное училище на отделение «театр кукол» в этом учебном году был набран спецкурс именно для нашего театра. Мы уже присмотрели для себя несколько талантливых студентов, и они готовы к нам прийти.

На фестивале много было разговоров и о том, что в актёры-кукольники идут люди, не прошедшие по конкурсу на драматическое отделение. А, окончив вуз, стремятся показать себя на сцене, вытесняя тем самым кукол. На фестивале был представлен один спектакль, где марионеток практически не было – это удручает.
- Если студента суметь заразить идеей, дать ему почувствовать мир кукольного театра, он вполне может вырасти в прекрасного актёра. Педагогам необходимо поднимать престиж профессии кукольника, ведь детский театр – это некий организм, который даст возможность человеку, приходящему сюда, получить зачатки добра, любви и духовности, - добавил Нияз Игламов.

Большое внимание организаторы и члены экспертного совета уделяли оценке качества привезённых на фестиваль спектаклей. Было заявлено, что самое главное для «Рабочей лошадки» - не просто «довезти» кассовый спектакль до зрителя, но и не растерять при этом качество постановки, не утратить желание совершенствовать профессионализм кукловода даже на дежурных спектаклях.

- Очень важно, чтобы действа, которые собирают большее количество зрителей, не просто удовлетворяли публику, а были качественными как в материальной части, так и в исполнении, - говорит директор Набережночелнинского театра кукол Зухра Митрофанова. – Каждый театр представил на фестиваль спектакли для детей 3-8 лет, продержавшиеся в репертуаре несколько лет.

Надо сказать, что работа челнинских кукловодов и режиссеров была высоко оценена гостями. Коллектив театра убедительно доказывает своей работой, что за последние годы значительно вырос его творческий уровень.

Не взрослый, не детский, а просто хороший

Зрители в кукольном театре будут всегда, покуда есть школы и детские сады. Но вот добровольно или принудительно дети туда придут – это зависит от многого… Поэтому очевидно, что в детском театре надо играть лучше, чем во взрослом. Ребёнка не проведёшь, он остро чувствует фальшь. Но как увлечь малыша, воспитанного на ярких образах с экрана? Чем же его удивить?

- Маленького зрителя сейчас не поразить сказками в прежней их интерпретации, - считает столичный критик. – Наверное, нам не нужно бояться говорить посредством театрального действа о том, что волнует детей, поднимать социальные вопросы. В любом спектакле должен быть подтекст. Это имеет большое значение в воспитании, но пока этому уделяется мало внимания. Я бы советовал почаще использовать интерактив, вызывать детей на сцену, общаться с ребятами и их родителями.

Эта фраза навела на мысль: а ставят ли в челнинском кукольном театре спектакли для взрослых? Оказывается, ставят. Но малочисленность труппы не позволяет включить их в текущий репертуар. Зато есть спектакли для семейного просмотра – способ заинтересовать тех, кто сопровождает своё чадо. Практика показывает, что мамы и папы, затаив дыхание, смотрят интересное театральное шоу. Дети следят за сюжетом, а взрослые воспринимают шутки. Как утверждают психологи и педагоги, такое единение очень важно для налаживания контакта между членами семьи.
* * *

Ребёнок нуждается в своём собственном театре, не просто хорошем, а адресованном именно маленькому зрителю. В театре, где, едва переступив порог, он понимает: его здесь ждали, он попал в особый, иной, удивительный мир. Состоявшийся фестиваль показал, что в театрах кукол всё же есть люди, одержимые желанием идти вперёд. А это значит – сказке быть!

Первый Межрегиональный фестиваль помог осознать, на каком этапе развития находится кукольное искусство, в каком направлении ему двигаться дальше.

Анна Летавина

Яндекс.Метрика

Приглашаем всех в нашу сказку