animateMainmenucolor
activeMenucolor
Набережночелнинский Государственный Театр Кукол

Публикации за 2001 год

Дом, дарящий радость

«Идель» (журнал) № 8 2001..

Полтора десятка лет тому назад в молодом тогда городе Набережные Челны родился маленький театр для малышей с очень поэтичным названием – «Дом детей и птиц». Этот дом должен был наполниться и наполнился щебетанием птичьих голосов и шумным, весёлым гомоном детей. Это был прелестный Дом, созданный для радости, придуманный и сотворённый тогдашним главным режиссером театра Александром Янкелевичем – сам внешне очень похожий на старого доброго сказочника.

Вместе с ним верой и правдой, рука об руку творили его единомышленники, влюблённые в детский театр, понимающие, что они вводят детей в мир красоты, доброты, что они есть сеятели светлого, разумного. Это были актёры – И. Клюев, Л. Доля, А Сахабутдинов, Э. Гурлев, Г. Нуретдинова, Т. Соколова, Г. Кузнецова, А. Заббарова, художники Б. Насыхов, Ф. Мухамедшина, деятельный, энергичный директор Г. Мубаракшин.

Спектакли тех лет – «Чудо-Юдо» Б. Иванова, Ю. Колосова, «Волшебная раковина» А.Янкелевича, «Два пуделя» С. Златовецкого, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Слонёнок» Р.Киплинга и другие – поражали своей неординарностью, богатством фантазии, серьёзностью содержания. Театр не только развлекал детей, но и умно разговаривал с ними. Театр радовал своего зрителя и красочностью своих представлений, и оформлением своего крохотного фойе-коридора, и живым уголком природы, и забавными, с любовью выполненными программками каждого спектакля. А дети с их папами и мамами, учителями отвечали театру взаимностью тем, что заполняли до отказа зрительный зал и горячо, благодарно принимали каждый спектакль.

Но шли годы. Уехал из города и страны А.Янкелевич с Л.Долей. Новым главным режиссером назначили И. Клюева, перевели в Казань директором Театрального училища Г. Мубаракшина, и новым директором стала Зухра Митрофанова, начал меняться актёрский состав. Всем во многом надо было начинать заново и в то же время не терять зрительскую любовь, учитывать меняющийся вокруг мир и в новых ситуациях завоёвывать признание. Трудно было молодым руководителям в первое время по многим причинам. Но если ты влюблён в своё дело, если ты в него вкладываешь всю душу, то Дело отзывается с благодарностью. И ещё Дело любит, когда им занимаются профессионально. Наверное, не случаен сегодня тот факт, что молодые актёры театра почти поголовно все учатся - на очном и заочном отделении актёров Кукольного театра Казанской Академии культуры и искусства, в таком же отделении Ярославского театрального института.

Сегодня - во многом с новым – двуязычным – татарским и русским – поколением и группами коллектив живёт, ставит новые спектакли, радуется успехам, переживает из-за неудач. Но и ныне, всегда, в театре есть главное – постоянный зритель, шумная, неравнодушная, гомонливая ребятня.

Каждый раз театр показывает новые представления и наряду с вышеназванными идут уже спектакли, поставленные новым главным режиссером И. Клюевым, актрисой и режиссёром А. Заббаровой, приглашёнными постановщиками.

Хорошей новостью прошлого сезона была активизация татарской части труппы. Татарские постановки и раньше показывались, но лишь от случая к случаю. Ныне же совершенно заново поставила пьесу Р. Сахабутдиновой «Эй аулак ой, аулак ой» («Посиделки») режиссер А. Заббарова. Спектакль представляет собой игру – разные игры, которые затевали в старину девушки, оставшиеся одни в доме, в отсутствии родителей, стали основой представления. Очарование этого развесёлого спектакля в том, что в игры постановки, исполнительницы ролей девушек актрисы А. Заббарова, М. Ризаева, Л Мурзаханова, Э. Исхакова втягивают весь зрительный зал. То исполнительницы сами спрыгивают в зал и играют с энергично вступающими в действие детьми в прядки, то приглашают шумную толпу ребят на сцену, где вместе начинают водить хороводы – петь и танцевать. То актрисы, усадив детей на свои места в зале, показывают разные смешные сценки – то как два барана оказываются на узеньком мосточке и при этом проявляют свои характеры, то появляются курочки-несушки и болтливая утка. То вдруг обыкновенный бытовой сундук, при поднятии крышки, превращается в сценическую площадку. То есть в спектакле много задорной фантазии, в нём звучат известные татарские песни и мелодии. В целом это необычайно живой, эмоциональный, оптимистичный, динамичный спектакль, будящий воображение самого ребёнка. Неслучайно в программке написано: «Ждем вас, чтобы вместе поиграть и повеселиться».

Ещё одним спектаклем, идущим на татарском и русском языках, стал «Деревенский пёс Акбай» из уже ставшем известного сериала Т. Миннуллина. На русский язык пьесу прекрасно перевела, сохранив её поэтическое звучание, поэт Роза Кожевникова. Режиссер – А. Заббарова. Опять же и в программке этого спектакля звучит приглашение «…деревенский пёс Акбай и кошечка Тамлетамак приглашают и вас, дорогие друзья, вместе с ними отправиться в город… и там их ждут опасные, но увлекательные события. Ну, что? Не оставим их в беде? Поможем им вернуться домой?»

А в городе им предстояло встретиться с самыми разными собаками – изнеженным, капризным Пуделем и наивным, несмышленым, очаровательным, но бездомным Щенком (А. Заббарова), мрачным Бульдогом (Э. Гурлев) и оказавшимися на улице Колли (Л. Мурзаханова), Сарбаем (Ф. Гаязов), Овчаркой (Э. Исхакова). Самого Акбая и Кошечку играют А. Сахабутдинов и М. Ризаева. Куклы выразительно созданы Ф. Мухамедшиной. Художник Б. Насыхов создал на сцене единую, но трансформирующуюся установку. Актёры работают с куклами не за ширмой, а в живом плане. Доброта, разлитая в спектакле, доносится в основном через мудрого, терпеливого, серьёзного Акбая, несущего положительный заряд.

Конечно, любая детская постановка в первую очередь всегда говорит о победе справедливости. К таким относится и «Хаврошечка» (инсценировка Л. Савчук и О. Сухова) – своеобразный перефраз знаменитой золушки. Только здесь девочка оказывается не у мачехи, а у злой тётки, которую отлично играет Э. Гурлев, естественно создавая мужеподобный образ злыдни. А в роли доброй Феи здесь выступает Матушка-Коровушка (Т. Сташкова). Кукла с необыкновенно добрыми глазами, вся её пластика, голос, волшебные превращения помогают актрисе в создании сердечной, ласковой Матушки. Как и в «Золушке» здесь участвуют три вредные сестрицы – Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка (Г. Кузнецова, Л. Мирзаханова, М. Ризаева), которых актрисы создают отвратительными, невежественными ехиднами. Всего два актёра – А. Сахобутдинов, Г. Кузнецова – при минимуме художественных средств, работая лишь за ширмой, создают очаровательный, солнечный, лукавый спектакль «Гусёнок» Н. Гернет. Озорной, непоседливый Гусёнок, убежав от хозяйки, девочки Алёнки, попадает в разные переделки, встречаясь с Лисой, Ежом, удивительно взирая на Лягушку, жутко испугавшись земляного Червяка. Вообще надо видеть эту небольшую, мастерски сделанную сценку. Маленький красноватый червячок вдруг начинает вытягиваться во всю длину ширмы, мотая при этом головкой и тем самым, наводя панический страх на Гусёнка.

Художник Т. Старикова, декораторы А. Митрофанов, И. Татаринцев, вообще оказались горазды на выдумки. То с этим Червяком, то вдруг, когда Алёнка, устав засыпает под деревом, на краю ширмы появляется её голая ножка с пяткой, которая тоже почему-то начинает вытягиваться. Все эти шутки-придумки оживляют, наполняют юмором произведение сцены, тем самым, веселя детей.

И, наконец, тёплым апрельским днём мы смотрели зимнее новогоднее представление, поставленное И. Клюевым «Разноцветные снежинки» В. Ткаченко. Оформили его художники Б. Насыхов, Ф. Мухамедшина, конструктор по куклам А. Баширов, мастерицы пошивочного цеха Т. Клочкова, С. Мосолова. Но так как персонажами спектакля были наши лесные знакомые – косолапый, добродушный увалень Медвежонок (Э. Гурлев), шустрый Зайчик, неутомимая Белка, хитрая Лиса и Ёжик (Е. Мингазова, М. Ризаева, Г. Кузнецова, А. Сахабутдинов), то зимнюю сказку о борьбе добра и зла можно было смотреть и весной, тем более, что куражу добавлял и Снеговик (Л. Мурзаханова), а также динамичный, вертящийся над ширмой круг добавлял живость.

Актёры современного Кукольного театра, в том числе и Набережночелнинского используют разные выразительные средства: объёмные и плоскостные декорации, активно пользуются световым оформлением, используют авансцену и глубину сцены, работают иногда с куклами только за ширмой, иногда выходят на сцену в живом плане и находят разные формы манеры работы с теми же куклами. То есть сегодняшний кукольный театр имеет массу разнообразных художественных приёмов. Наверное, одна из причин любви детского зрителя к своему Челнинскому театру, наряду с интересной афишей, кроется и в постоянном поиске новых форм. Поэтому остаётся лишь пожелать коллективу неустанных творческих поисков и удач на этом пути.

Да если бы к такому творческому горению добавить и внимание к себе со стороны городской администрации, особенно в части разрешения проблемы помещения, улучшения условий работы и быта работников театров, то было бы совсем хорошо.

Ильтани Илялова,
кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РТ, РФ

В «Турцию со своими «Сельскими посиделками»

«Вечерние челны» 05.12.2001. .

На днях из Турции вернулась труппа челнинского театра кукол, участвовавшая в международном фестивале кукол театров «Карагёз». В составе делегации из Челнов был и заместитель начальника управления культуры города Ильяс Абдуллин, который делится своими впечатлениями.

Дело Карагёза живёт и побеждает
Фестиваль кукольных театров проходил в древнейшем городе Турции Бурсе, бывшей столице Османской империи. Именно этот город, по словам Ильяса Абдуллина считается родиной турецкого теневого театра. Не подумайте чего плохого про слово «теневой» - сейчас мы всё проясним.

По легенде несколько веков назад жил в Турции бродячий актёр Карагёз (что в переводе означает очи черные), острый на язык и чрезвычайно популярный в народе. Шах, которого высмеивал Карагёз, казнил актёра за крамольные речи, но потом, говорят, сильно в этом раскаивался и даже впал в депрессию. Тогда придворные артисты сделали ширму, вырезали из тонкой кожи силуэт Карагёза и начали с ним выступать. Вот так, по преданию, родилась эта самая популярная в Турции кукла, давшая название международному фестивалю.

На других посмотрели и себя показали
Как наш театр кукол попал в Турцию? За это надо благодарить Министерство культуры РТ, куда поступило приглашение на фестиваль. В Казани решили, что представлять Татарстан будет самый молодой театр – из Челнов. Финансирование поездки взяло на себя республиканское министерство, и наша труппа во главе с директором театра Зухрой Митрофановой взяла курс на Бурсу.

Фестиваль- это прекрасная возможность и на других посмотреть и себя показать. По словам Ильяса Хасановича, в основном куклами за рубежом занимаются частные театры, чьи декорации и куклы умещаются в автомобиль. Челнинский, как известно, государственный, и на наших артистов смотрели с неподдельным интересом. Во-первых, наш театр кукол показал на фестивале спектакль на татарском языке «Сельские посиделки». Помимо действия на сцене, артисты одновременно развлекали зрителей традиционными татарскими играми. Зал был в восторге. Во-вторых, челнинцы удивили всех масштабными декорациями, занявшими всю сцену.

В числе зрителей был представитель УНИМА – Всемирной ассоциации кукольных театров. Он отметил неординарность коллектива из Челнов и дал понять, что у наших артистов есть шанс поучаствовать в одном из фестивалей УНИМА, которые проводятся раз в три года. Организаторы «Карагёза» подчеркнули, что челнинский театр кукол в творческом плане очень перспективный. Так что первый выезд наших артистов за границу можно смело считать очень удачным и многообещающим. Ну а гости фестиваля отметили его, бесспорно, высокий уровень организации. Между прочим, президент и спонсор фестиваля господин Шинасы Челликол владелец антикварного магазина. Вот бы и нашим бизнесменам взять с него пример.

Чем мы удивили коллег из «Бурсы»? Казалось бы, мы о фестивале рассказали, пора и точку ставить. Но не тут-то было. Во время нашей беседы Ильяс Хасанович достал турецкую газету «Бурса» с информацией о … «Вечерних Челнах». Честно говоря, мы очень удивились. Оказывается, в ходе поездки на фестиваль И. Абдуллин познакомился с редакцией ежедневной газеты «Бурса». Ильяс Абдуллин, помимо работы в управлении культуры, автор известной в Челнах телепрограммы «Восточный базар». Пользуясь случаем, он решил поближе познакомиться с турецкими коллегами.

В Бурсе живут два миллиона человек и там продаются все турецкие газеты, включая пять местных. Тираж «Бурсы», которая считается весьма респектабельной газетой, - 5 тысяч. Ильяс Хасанович в свою очередь рассказал, что население Набережных Челнов – чуть более 500 тысяч человек, и в городе два местных телеканала и около десятка газет. Вот, в частности, тираж газеты «Вечерние Челны», с которой он сотрудничает, составляет 25 тысяч. Редакция «Бурсы» была в шоке от тиража «Вечерки» - в пять раз больше, чем у них! Турецкие журналисты попросили И. Абдуллина прислать несколько наших газет, чтобы понять, чем же мы берём своих читателей. Вместе с последним номером «Бурсы» Ильяс Хасанович привёз нам очень доброе послание от коллег из Турции, которые желают коллективу «Вечерних Челнов» счастья и больше хороших новостей. Спасибо за такие слова. Мы выполняем просьбу редакции «Бурсы» и отсылаем ей несколько наших газет. И искренне желаем турецким журналистам достичь тиража «Вечерки».

Эльмира Яковлева.

Челнинцам аплодировали в Турции

«Республика Татарстан» 28.12.2001. .

Набережночелнинский государственный театр кукол, несмотря на свою молодость уже зарекомендовал себя как талантливый творческий коллектив. В позапрошлом году он стал призёром V республиканского Тинчуринского фестиваля, где показал чудесное зрелище по мотивам китайских сказок «Волшебная раковина», а недавно стал участником Международного фестиваля, где показал чудесное зрелище по мотивам китайских сказок «Волшебная раковина», а недавно стал участником Международного фестиваля театров кукол и теней «Карагёз» в Турции. Причем представлял там не только родной Татарстан, но и всю Россию, поскольку приглашённый театр из Тюмени приехать не смог.

Этот фестиваль, в котором участвовали театры из Узбекистана, Израиля, Болгарии и Италии проходил в старейшем турецком городе Бурса. Челнинцы показали его участникам и горожанам спектакль «Эх, аулак ой, аулак ой!» («Сельские посиделки»), поставленный по пьесе актрисы театра Розы Сахабутдиновой её же коллегой, актрисой Алсу Заббаровой.
Если первый спектакль челнинцев шёл на татарском языке, то второй, к радости зрителей, уже частично на турецком. Татарстанцев принимали очень тепло. А на клубных вечерах единение было полным. Здесь зрители шире познакомились с татарским искусством – актёры пели и танцевали, развлекали собравшихся национальными играми. И даже сочинили песню на турецком языке на мотив «Ай был-былым», которую распевали все участники фестиваля. Большим успехом пользовались у них чак-чак, тюбетейки, калфаки, русские расписные ложки, модели «КамАЗов».

В рамках фестиваля прошёл и творческий семинар, на котором турецкие мастера поделились своими секретами изготовления и вождения теневых кукол, болгарские актёры показали, как они работают с масками, итальянцы – как используют в теневом театре расписные слайды, а челнинцы удивили всех своими масштабными декорациями.
Организаторы «Карагёза» пригласили Челнинский театр приехать вновь, показать другие спектакли и привезти кукол для их музея, а представитель Всемирной ассоциации кукольных театров (УНИМА), членом которой уже давно является Казанский государственный театр кукол «Экият», отметил неординарность челнинской труппы и дал понять, что и она сможет участвовать в одном из фестивалей, организуемых этой ассоциацией.

А. Малахальцев.

Яндекс.Метрика

Приглашаем всех в нашу сказку